Родителям
Учащимся
Программа «Доступная среда» в МБОУ КСОШ № 5 направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
При составлении программы мы опирались на мировой, российский и региональный опыт инклюзии, общие направления модернизации образования в России, получившие отражение в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, в проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в Федеральном Законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12 2012г., в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения.
Программа «Доступная среда» обеспечивает:
- создание в школе специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
- реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
Основные задачи программы «Доступная среда»:
1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ
• Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
• Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
• Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.
2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов
• Сориентировать коллектив школы на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.
• Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
• Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.
3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ
• Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды в школе для детей с ОВЗ.
• Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.
Ожидаемые результаты:
- позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
- обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня;
Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:
- развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы;
- реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся;
- оптимизация современной образовательной инфраструктуры в школе привлечет детей с ОВЗ, проживающих в других микрорайонах города.
________________________________________
СЕНСОРНАЯ КОМНАТА
Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы.Главная задача сенсорной комнаты – воздействовать на органы чувств, вызывать разнообразные чувственные переживания, ощущения. Дети развиваются лучше, получают больше положительных эмоций от пребывания в школе и т. д.
В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, тихая, нежная музыка – все это создает ощущение покоя и умиротворенности. Не зря сенсорную комнату называют «комната-доктор».
Пребывание в ней способствует:
• Улучшению эмоционального состояния
• Снижению беспокойства и агрессивности
• Нормализации нервного возбуждения и тревожности
• Нормализации сна
• Активизации мозговой деятельности
• Ускорению восстановительных процессов после заболеваний
Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:
Активационный – в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные мячики, сенсорная тропа, сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют, поддерживают внимание, создают атмосферу праздника.
Релаксационный – в него входят мягкие покрытия, сухой бассейн, фонотека релаксационной музыки. В этом блоке можно выделить мягкую среду, звуковую, тактильную среду.
Мягкая среда сенсорной комнаты обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому все изделия выполнены в спокойных тонах. Как для релаксации так и для активных игр используется сухой бассейн. Лежа в бассейне дети могут принять комфортную позу и расслабиться. При этом контакт всего тела с шариками, наполняющими его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивающий глубокую мышечную релаксацию.
Релаксация (от лат. – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием мышечного напряжения.
Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. В состоянии эмоционального напряжения человек испытывает мышечное напряжение и наоборот. Во время глубокой стадии расслабления в нашем мозге выделяются эндорфины, поднимающие настроение.
Эффекту релаксации способствуют специально подобранная спокойная музыка, которая является звуковой средой.
Тактильная среда сенсорной комнаты позволяет освоить новые ощущения и развивать тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию. В нее входят сенсорная тропа для ног, массажные мячи. Как известно массаж благотворно сказывается на эмоциональном и физическом здоровье ребенка. Он укрепляет иммунную систему, повышает устойчивость организма к болезням, улучшает пищеварение и обмен веществ. Ежедневный массаж учит расслабляться в ответ на стресс, увеличивает выносливость, улучшает адаптивные возможности ребенка, стимулирует развитие умственных способностей.
Занятия в сенсорной комнате используются как дополнительный инструмент терапии и повышают эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья.
Сенсорная комната - эта обстановка, в которой ребёнок не только расслабляется, но и получает новые представления о мире, новые ощущения. Сенсорная комната расширяет кругозор ребёнка, пространственные представления. Развивает мелкую и крупную моторику, воображение и творческие способности у детей.
Учеными установлено, что через 15-20 минут пребывания в сенсорной комнате у человека наступает состояние релаксации. Основа такой комнаты – свет, так как более 90% информации человек получает через глаза. Вот, к примеру, звездное небо - помогает сосредоточиться и сконцентрироваться. А это любимая детская завлекалочка - светящиеся нити. Это зона - островок. Под музыку на ней мы работаем с образами. Нити для тактильной работы.
«Звездное небо» и «зеленый остров» – элементы новой комнаты для психологической разгрузки детей.
Есть пузырьковая колонна, вращающийся зеркальный шар, сенсорная тропа для ног. Все это, по мнению специалистов, помогает детям не только отвлечься и хотя бы на время забыть о том, что они в стенах лечебного или социального учреждения, но и снять эмоциональное и мышечное напряжение у ребенка, выровнять его психоэмоциональное состояние.
Каждому ребенку требуется психологическая помощь. Используя определенные методики, педагог-психолог пытается дать выход накопившейся энергии, развить воображение и творческие способности, коррекцию психоэмоционального состояния детей. Сенсорная комната значительно расширяет возможности. Методы игровой терапии, используемые при проведении занятий, помогут установить доверительные отношения между ребенком и специалистом, а разноцветные элементы комнаты позволят улучшить внимание и память детей, а также развить их сенсорные способности. С воспитанниками проводяться занятия по релаксации и снятию нервного напряжения.
Занятия в сенсорной комнате (фотоальбом)
Оборудование помещений для детей с ОВЗ (фото)
Отзыв родителей